Продвинутый курс повышения квалификации когнитивно-поведенческой терапии

Общее количество часов - 280 ак.ч.

Для кого этот курс?

Врачи-психотерапевты, психиатры, наркологи, врачи других специальностей, клинические психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, прошедших обучение на Базовом курсе КПТ Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии.

Задачи Продвинутого курса

1. Изучение теории и практическое освоение материалов Продвинутого курса КПТ.

2. Адаптация знаний и навыков к специализированным областям применения.

3. Развитие практических навыков в интервизионных группах с рассмотрением индивидуальных кейсов. 

Структура Продвинутого курса

• Практико-ориентированные семинары (10 шт.)
• Практикоориентрованные занятия «Техники и навыки» (10 шт.)
• Интервизии (10 шт.)
• Индивидуальная супервизия (5 шт.)
• Самостоятельная работа с видеоматериалом (7 шт.)

Практико-ориентированные семинары

На семинаре будут рассмотрены методологические, стратегические и тактические трудности возникающие со сложными пациентами и клиентами. Будут разобраны типичные ошибки терапии у начинающих специалистов, а также возможные решения затруднений и возникающих сложностей. Особое внимание будет уделено концептуализации и ее активному использованию для повышения эффективности терапии. Большая часть семинара будет посвящена практике и проработке кейсов и клинических примеров участников семинара. Будут использованы различные форматы, в том числе работа в «тройках», интервизия и супервизия.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

 

Пройти этот семинар

Цель семинара —целью метакогнитивной терапии является изменение способов реагирования на собственные мысли. «Я не могу справиться со своими мыслями / Я устаю от своих тревожных мыслей» – очень часто мы можем это слышать на сессии. МСТ – это подход позволяющий вскрыть и разобраться с «мыслями о мыслях» и выявить собственные метакогнитивные убеждения.МСТ терапия работает именно с метакогнициями и метапозицией клиента.

Вы изучите:

1. Разбор способов работы с CAS (cognitive attentional syndrome): формулировка и выявление САS.
2. Разбор позитивных и негативных МСТ верований.
3. Изучение и работа с АМС схемой таких расстройств как:
  • Тревожно-фобическое расстройство.
  • Социальное расстройство.
  • Депрессивное расстройство.

4. Способы изменения метакогнитивных убеждений.
5. Возможности усиления метакогнитивной позиции.
6. Изучение и освоение Detached mindfulnes.

Теоретическая часть:
1. Основы и корни метакогнитивного подхода.
2. Метакогнитивная терапия А.Уэллса
3. Основные принципы метакогнитивной терапии.
4. Отличие МСТ от КПТ.
5. Уровни мышления: объектный и мета-уровень. Схема AMC.

Практическая часть:
1. Процесс терапии.
2. Изучение видео материалов.
3. Выявление и работа с CAS.
4. Схемы работы метакогнитивной терапии с тревожным расстройством.
5. Основные техники МСТ терапии.
6. Сократовский диалог в метакогнитивном подходе.
7. Выявление и удержание метапозиции психологом.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

 

Пройти этот семинар

Семинар позволит познакомиться с теоретической моделью и техниками, которые используются в схематерапии, повысить уровень знаний терапевтического метода.

После прохождения семинара вы сможете концептуализировать опираясь на базовые структуры схематерапии — схемы и режимы, определять план терапии и использовать необходимые инструменты для их изменений.

Программа семинара

1 ДЕНЬ

ТЕОРИЯ
1. История развития схема-терапии.
2. Базовые понятия схема-терапии — эмоциональные потребности, схемы, режимы.
Схематерапия как самостоятельное направление в психотерапии появилась в середине 90-х годов ХХ века благодаря работам Джеффри Янга (Dr. Jeffrey E. Young), ученика и соратника создателя когнитивной психотерапии Аарона Бека. Современная схематерапия является интегративным подходом, она базируется на модели когнитивно-поведенческой терапии с интеграцией в нее элементов психодинамического подхода, гештальт терапии, эмоционально-фокусированной терапии, творческих направлений терапии и теории привязанностей. Неудовлетворенные эмоциональные потребности в детстве создают условия для формирования ранних детских дезадаптивных схем, которые проявляются в разных состояниях или режимах. Умение их определять — основа для их изменений.

ПРАКТИКА
Отработка навыков по выявлению режимов и схем.

2 ДЕНЬ

ТЕОРИЯ
1. Концептуализация в схематерапии.
2. План терапии, техники работы со схемами и режимами.
Концептуализация в схематерапии имеет свои особенности, но как и когнитивно-поведенческой психотерапии является важным этапом работы. На основании концептуализации выстраивается план терапии с клиентом. Задачей этого дня будет научиться концептуализировать ориентируясь на схемы клиента и режимы — видеть их взаимосвязи, как они переключаются, определять схемы первого и второго уровня. В работе с каждой группой режимов есть свои стратегии и конкретные техники, которые мы используем. Важно научиться правильно определять режимы и использовать необходимые интервенции.

ПРАКТИКА
Отработка навыков работы со схемами и режимами.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

 

Пройти этот семинар

Терапия эмоциональных схем — это интегративная социальная когнитивная модель, предполагающая, что проблемы возникают в результате оценок, интерпретаций и прогнозов эмоционального опыта, которые приводят к проблемным стратегиям совладания.

На семинаре мы рассмотрим модель терапии эмоциональных схем, техники и концептуализацию, которые обращаются к основным дисфункциональным эмоциональным схемам, эмпирические и когнитивные техники, позволяющие справиться с эмоциональным опытом, а также методы повышения эмоционального интеллекта. Обсуди такие эмоциональный и экзистенциальный перфекционизм, нетерпимость к амбивалентности, конструктивный дискомфорт, успешное несовершенство и расширения личных возможностей.

Модель эмоциональных схем будет полезна практикующим КПТ терапевтам. Она позволит оказывать всестороннюю помощь клиентам в обогащении их эмоционального опыта, обучении на их эмоциях, соотнесении эмоций со своими ценностями и разработке продуктивных стратегий совладания с эмоциями.

Программа:

1. Что такое эмоции. теория эволюции. когнитивная оценка эмоции.
2. Как мы учимся эмоциям.
3. Страх эмоции и психопатология; Как убеждения по поводу эмоций поддерживаю психопатологию.
4. Модель эмоциональных схем.
5. Что такое эмоциональные схемы:

• Первичная оценка и интервью;
• Шкала ЭС;
• Первичное интервью;
• Первичная озабоченность эмоции;
• Выражения эмоций;
• Формирование концептуализации случая.

6. Социализация по эмоциональной схеме:

• Обучение пациента что такое эмоции и эмоциональные схемы;
• Связь эмоциональных схем и проблематичных Coping стратегии.
7. Центральная роль валидации:

• Что такое валидация;
• Теория привязанности и валидация;
• Метаэмоции и валидация;
• Пять шагов одобрения;
• Микро навыки;
• Использование собственной эмоции терапевта для валидации;
• Уважение к страданию и текущий момент;
• Работа с ошибками валидации.
8. Понятность, длительность, контроль, вина/стыд и принятие:

• Понятность;
• Длительность.

9. Амбивалентность:

• Определение амбивалентности её непереносимости;
• Модификация нетерпимости к амбивалентности;
• Эмоции и их связь с ценностями.

10. Социальные эмоции и социальные отношения:

• Ревность. Эмоциональные схемы по работе с ревностью;
• Зависть. Природа зависти. Структура эмоциональные схемы завести.

11. Эмоциональные схемы в терапевтических отношениях:

• Как негативные эмоциональные схемы пациента влияет на процесс терапии;
• Ошибки терапевта их влияние на процесс терапии;
• Конструктивный подход к терапевту его влияние на процесс терапии.
Заключение.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

 

Пройти этот семинар

На семинаре мы подробно поговорим про отличия РЭПТ от Когнитивной Терапии, ACT, DBT.

Посмотрим как постмодернизм и конструктивизм влияет на терапевтический процесс в РЭПТ.

Изучим современное представление о модели ABC и используемой концептуализации.

Уделим особое внимание работе с основными негативными эмоциональными состояниями (тревога, депрессия, гнев, зависть, ревность, обида, вина, стыд).

Научимся видеть когнитивную парадигму клиента исходя из модели иррациональных идей, концепта принятия себя, других и мира, отношения неопределенности и мета-эмоциональных и когнитивных последствий.

Поговорим о концепте безусловного принятия и о тех сложностях, которые появляются при работе в этом направлении.

Уделим внимание универсальным факторам и их влиянии на терапевтический процесс.

Наша задача — научиться понимать клиента исходя из философской и терапевтической модели РЭПТ.

Программа:

4 базовых иррациональных идеи в РЭПТ:

• долженствование (Demandingness);
• катастрофизация (Awfulizing);
• непереносимость фрустрации (Frustration Intolerance);
• общие оценки человеческой ценности (Global Evaluation of Human Worth).

Безусловное принятие себя, мира и других людей (Unconditional Self Acceptance).

Основные категории содержания иррациональных идей (контроль, социальные отношения, достижения, комфорт, справедливость).

Иерархия, взаимосвязь и структура иррациональных идей в РЭПТ. Уровни восприятия, автоматические мысли, негативные атрибуции.

Концептуализация основных негативных эмоциональных проблем:

• тревога, депрессия, чувство вины, стыд, боль, гнев, ревность, зависть.

Концептуализация прокрастинации в РЭПТ.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

 

Пройти этот семинар

Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии представляет уникальный семинар, основанный на опыте работы автора в МЧС, многолетней практике помощи пациентам с ПТСР и знаниях, полученных в институте основоположника когнитивной терапии Аарона Бека – Beck Institute for Cognitive Behavior Therapy.

ПТСР и расстройства, связанные со стрессом являются одними из наиболее распространенных психических патологий. Так, по данным исследований частота посттравматических стрессовых расстройств в общей популяции достигает 8%.

Распространённость ПТСР в «группе риска» (ветераны локальных войн, жертвы криминального насилия, пострадавшие от природных катаклизмов и т.п.) составляет от 3% до 58%. Особенность ПТСР и расстройств, связанных со стрессом: высокая коморбидность, сочетание с зависимостями, расстройствами аффективного спектра, психосоматическими заболеваниями, что создает существенную вероятность появления таких пациентов в практике любого психолога или психотерапевта.

Поэтому, понимание проявлений ПТСР и расстройств, связанных со стрессом и знание адекватной терапевтической стратегии ведения данных клиентов, повышают эффективность практикующего специалиста и расширяют репертуар его возможностей. Разнообразные формы когнитивно-поведенческой терапии являются наиболее изученными интервенциями при лечении ПТСР и признаны одними из самых эффективных методов помощи при ПТСР (Foa E. и др.).

Программа

1. Введение в проблему. Современные представления о ПТСР и расстройствах, связанных со стрессом. Этиология и патогенез.
2. Проявления ПТСР и расстройств, связанных со стрессом. Коморбидность. Диагностика.
3. Когнитивно-поведенческая модель ПТСР и расстройств, связанных со стрессом.
4. Концептуализация.
5. Терапия ПТСР и расстройств, связанных со стрессом:

• Разъяснение механизма травмы, понимание травматического опыта и связанных реакций.
• Выявление ценностей и постановка реалистичных целей.
• Поведенческие методы: экспозиция («in vivo», «imaginal»).
• Когнитивные техники: изменение убеждений и реструктурирование.
• Снижение избегания.
• Управление чувством страха.
• Работа с чувством вины.
• Использование элементов Тренинга Осознанности (Мindfulness) и DBT.
• Профилактика рецидивов.

6. Планирование долгосрочных изменений.

Вы изучите:

1. Основные мишени для КПТ:
  • Поведенческая диетология.
  • Контроль тяги к еде.
  • Поддержание контакта.
  • Сохранение результата.
2. Этапы долгосрочной программы КПТ РПП:
  • Формат и правила.
  • Основные техники.
  • Профилактика отсева.
  • Завершение программы.
3. Протокол КПТ РПП:
  • Адаптация к русскоязычному сегменту.
  • Клиническая эффективность.
4. Основные трудности:
  • Отбор участников.
  • Основные психологические типы участников.
  • Работа с эмоциями.
  • Работа со срывами.

Разбор основных практик:

1. Техники экспозиции.
2. Техники контроля тяги к едe.
3. Техники эмоционального регулирования.
4. Аверсивные техники.
5. Работа с иррациональными убеждениями.
6. Работа с триггерами — факторами, запускающими переедание.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

 

Пройти этот семинар

Цель семинара — повысить уровень теоретических и практических компетенций в когнитивно-поведенческой терапии при работе с пациентами, страдающими различными вариантами расстройств пищевого поведения.

Вы изучите:

1. Диагностические критерии (МКБ10-11, DSM-5) наиболее распространённых РПП. Эпидемиология, осложнения, прогнозы и исходы. Психометрия (опросники) для скрининга РПП и оценки динамики терапии. Понятие образа тела и дисморфофобии, как психопатологической основы нервной анорексии и нервной булимии.

2. План первичного диагностического интервью. Оценка психического и соматического статуса с целью определения медицинских рисков и противопоказаний для проведения психотерапии. Работа с мотивацией и ценностями, постановка реалистичных целей с учётом краткосрочных и долгосрочных перспектив.

3. Трансдиагностический подход в диагностике и терапии — «Усиленная когнитивно-бихевиоральная терапия» или КБТ-У Кристофера Ферберна (CBT-E — enhanced, C.Fairburn). Краткая версия когнитивно-бихевиоральной терапии за 10 сессий Гленна Уоллера (CBT-T — ten, Glenn Waller).

4. Основные приемы КБТ: когнитивное реструктурирование, поведенческий эксперимент и экспозиция в отношении паттернов поведения, поддерживающих симптомы заболевания. Концептуализация случаев в зависимости от нозологической принадлежности РПП и стадии заболевания.

5. Работа с дисфункциональными убеждениями в отношении внешности, веса и формы тела. Протокол КПТ для работы с дисморфофобической симптоматикой.
6. Работа с рестриктивным поведением, перееданием и компенсаторными ритуализированными действиями (физические нагрузки, вызывание рвоты, использование мочегонных, слабительных, анорексигенных средств).

7. Принципы нормализации пищевого поведения и массы тела по методу Marcia Herrin «Правило трёх». Планирование питания, ведение дневников приёма пищи, формирование нормативного отношения к различным продуктам питания, физиологическим параметрам организма и их оценке.

8. Принципы семейной терапии Модсли (Maudsley Protocol). Модель Модсли для лечения нервной анорексии у взрослых, MANTRA (Maudsley Model of Anorexia Treatment in Adults).

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

 

Пройти этот семинар

Приглашаем вас на семинар по КПТ психосоматических расстройств, который актуален как для врачей общей практики, сталкивающихся с психологическими проблемами пациента при лечении соматических заболеваний, так и для психологов, работающих с соматическими больными в клинике, а также психотерапевтам при лечении широкого круга расстройств, которые могут проявлять себя через психосоматические связи. Будут представлены самые актуальные на сегодняшний день техники и методы, используемые в современной КПТ, а также классические для КПТ приемы.

В середине 20 века начало развиваться психосоматическое направление в медицине и формироваться психосоматический подход к диагностике и терапии многих болезней. Психосоматическая медицина систематически рассматривает взаимосвязи между психическим событием и физической болезнью. Психосоматика в широком смысле слова включает в себя все взаимодействия между поведением (мысли, эмоции, действия) и соматическим заболеванием.

Программа семинара:

1. Психосоматические теории и модели, подтвержденные исследованиями.
2. Классификация психосоматических расстройств.
3. Психология больного. Реакции личности на болезнь.
4. Когнитивно-поведенческая психотерапия для психосоматических расстройств.
5. Возможности применения терапии эмоциональных схем при психосоматических расстройствах.
6. Хронические болевые синдромы. Протокол работы с хронической болью.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

Пройти этот семинар

Семинар направлен на углубленное изучение когнитивно-поведенческой терапии обсессивно-компульсивного расстройства. КПТ ОКР обладает определенной спецификой, которую необходимо учитывать при лечении данного расстройства. Это позволяет более полно составлять концептуализацию случая и выбирать подходящие терапевтические интервенции, позволяющие повысить эффективность работы с ОКР.

Программа

Первый день:
• диагностика ОКР;
• причины возникновения ОКР;
• нейробиологическая составляющая ОКР;
• коморбидность;
• подтипы ОКР;
• их дифференциация;
• содержание обсессий и компульсий (ритуалов).

Второй день:
• концептуализация случая;
• общие методы и стратегии работы с ОКР;
• стратегии работы с конкретными подтипами ОКР;
• влияние схем на поддержание расстройства.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

 

Пройти этот семинар

Специалисты, практикующие когнитивно-поведенческую психотерапию, обучающиеся по программе, и просто желающие повысить свой профессиональный уровень владения КПТ, теперь имеют возможность пройти супервизию у опытных супервизоров в КПТ, прошедших обучение и супервизию в Beck Institute for Cognitive Behavior Therapy (Институт когнитивно-поведенческой психотерапии Аарона Бека, Филадельфия, США) и Институте Альберта Эллиса (Нью-Йорк, США).

Супервизия направлена на психотерапевтический процесс и имеет своей целью развитие знаний, навыков и умений, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности КПТ-терапевта. В процессе Супервизии КПТ-терапевт получает возможность рефлексировать и интегрировать свои личные способы реагирования, объективные знания, субъективный опыт и конкретные психотерапевтические ситуации для совершенствования своей психотерапевтической работы. В ходе Супервизии психотерапевт может осознать, как он работает, находясь в данной психотерапевтической ситуации и являясь при этом конкретным человеком со своими собственными способами поведения и непосредственным субъективным опытом, а также с определенными профессиональными знаниями, навыками, умениями и опытом.

В процессе обучения на курсе вы научитесь делать разборы кейсов и концептуализацию в КПТ-подходе.

Требования к супервизии:

3 кейса: 10 сессий (с видеозаписями) каждого клиента/пациента. Клиенты должны быть с разными нозологическими формами, психологическими нарушениями или проблемами. Более глубокая концептуализация и проработанный подробный план терапии.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

 

Пройти этот семинар

Интервизии

Интервизия — это особая форма обучения и получения профессионального опыта в области психотерапии. Уникальность ее состоит в том, что только интервизия предоставляет формат общения «равных среди равных» в отличие от других форм обучения.

Индивидуальная супервизия

Это один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования КПТ-терапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту (супервизируемому) систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.

Техники и Навыки Продвинутого курса КПТ

Отработка практических техник и навыков (ТиН ПК) имеет важное значение в подготовке современного КПТ — терапевта. Необходимо помнить, чем обусловлена необходимость использования техник выявления, исследования, проверки и оспаривания и модификации мыслей и поведения, так как в своей деятельности ему непременно придется использовать интеграцию интервенций с доказанной эффективностью, и только это может принести должный результат, а каждый из нас ответственен перед своим клиентом/пациентом.

Самостоятельная работа с видеоматериалами

Темы видеоматериалов для самостоятельной работы:

1. Когнитивно-Поведенческая Терапия расстройств личности (Артур Фримен);
2. КПТ в лечении острых депрессий и профилактика рецидивов депрессии;
3. Вытесненные эмоции: ревность, зависть, скука, амбивалентность. (Роберт Лихи);
4. Терапия эмоциональных схем: погружение в смысл терапии. (Роберт Лихи);
5. Когнитивно-Поведенческая Терапия: техники и стратегии (Кейт Добсон);
6. Научно обоснованная практика в КПТ тревожных расстройств (Дебора Добсон);
7. Терапия в одну сессию (Уинди Драйден).

*По каждой теме видеоматериала необходимо написать эссе, с последующей проверкой куратором-супервизором.

Стоимость Продвинутого курса

Стоимость одного семинара (+ТиН) – 12000 руб 11 500 руб (с учетом скидки по промокоду)

Стоимость одной интервизии – 1000 руб

Стоимость одного видеоматериала — 7000 руб 6500 руб (с учетом скидки по промокоду)

Стоимость одной индивидуальной супервизии – 4000 руб

*При единовременной оплате всего курса дополнительная скидка 5%
*При единовременной оплате 10 интервизий дополнительная скидка 10%

Факты о Продвинутом курсе

Преподаватели

Преподаватели курса — кандидаты и доктора медицинских или психологических наук. Проходили обучение в Институте Бека и других известных во всем мире Центров обучения и сертификации КПТ-терапевтов, имеют многолетний опыт личной практики и преподавания.

ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ КОВПАК

Канд. мед. наук, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, член правления Исполнительного Совета Международной ассоциации когнитивно-поведенческой терапии (IACBT), член Международного Консультативного Комитета Института Бека (Beck Institute International Advisory Committee), вице-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации.

Преподает КПТ с 1998 года, после обучения когнитивно-поведенческой терапии у профессора Г. Кассинова из Института Хофстра, Нью-Йорк, США (H. Kassinove, N.Y., USA). С 2014 года прошёл обучение в Институте Бека (Beck Institute for cognitive and behavior therapy, Philadelphia, USA) и Институте А. Эллиса (А. Ellis Institute, N.Y., USA).

Автор и соавтор более ста научных статей, ряда монографий и научно-популярных изданий. Является президентом Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП).

Каменюкин АГ croped

АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ КАМЕНЮКИН

Генеральный директор Клиники лечения депрессий и фобий, Центра когнитивно-поведенческой психотерапии и консультирования, врач-психотерапевт, врач-психиатр, заместитель Председателя Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, сертифицированный супервизор по когнитивно-поведенческой психотерапии

Один из нескольких специалистов в Российской Федерации, сертифицированных в Институте когнитивно-поведенческой психотерапии Аарона Бека, основоположника когнитивно-поведенческой психотерапии — Beck Institute for Cognitive Behavior Therapy (One Belmont Avenue, Suite 700, Bala Cynwyd, PA 19004-1610, USA).

Является одним из авторов программы повышения стрессоустойчивости, внедренной и используемой при подготовке и реабилитации специалистов МЧС России.

 

МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗРЮТИН

Медицинский психолог, руководитель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии – Поволжское отделение, руководитель центра Когнитивно-Поведенческой Психотерапии ВеСВТ в Самаре.

Работает в направлениях: когнитивно-поведенческая терапия, схема-терапия Джеффри Янга. Является сертифицированным схематерапевтом по стандартам ISST

ОКОНИШНИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Врач психотерапевт, врач психиатр, ассистент Кафедры психиатрии и медицинской психологии Медицинского института Российского университета дружбы народов (РУДН).

Работает в направлениях: диагностика и лечение тревожно-депрессивных состояний, обсессивно-фобических расстройств, расстройств питания и пищевого поведения, психосоматических заболеваний, декомпенсаций расстройств личности, психических и поведенческих нарушений при хронической соматической патологии.

Актуальный формат обучения

Интерактивное онлайн обучение с разбором ваших кейсов, ответами на актуальные запросы, демо-сессии от мастеров КПТ с последующим подробным разбором.

Нацелен на практику

Возможность применения знаний, умений и навыков КПТ-терапевта сразу же с начала обучения. Для аттестации, кроме работы на семинарах, необходимо пройти 30 часов интервизии.

Документ о завершении курса

После прохождения курса выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца — 280 ак.ч. (лицензия на осуществление образовательной деятельности № 2216 от 13.10.2016 Комитета по образованию). После прохождения каждого семинара выдается сертификат – 20 ак.ч.