Когнитивно-поведенческая терапия расстройств пищевого поведения

Общее количество часов - 52 ак.ч.

Для кого этот курс?

Курс предназначен для психологов, психотерапевтов, психиатров, которые обладают базовыми знаниями в области когнитивно-поведенческой психотерапии и будет проходить в интерактивном режиме с отрабатыванием навыков дифференциальной диагностики и психотерапевтической тактики различных РПП, с разбором клинических случаев.

О курсе

Расстройства пищевого поведения (РПП) — это заболевания, которые имеют свою специфику и представлены в различных диагностических формах. В последние десятилетия распространение РПП приобретает характер эпидемии, а возраст начала заболеваний расширяет границы как в сторону снижения и диагностируется уже у 6-8 летних детей, так и в сторону повышения, с появлением симптомов у представителей средней, а нередко и старшей возрастной группы.

Нервная анорексия и нервная булимия занимают одно из первых мест по угрозе летального исхода среди всех психических расстройств, трудно поддаются лечению, приводят к социальной дезадаптации и имеют высокий суицидальный риск. Приступообразное переедание, избегающее ограничительное расстройство пищевого поведения и синдром ночной еды могут не иметь тяжких последствий для здоровья, но также ухудшают нормальное функционирование и снижают качество жизни.

Международные руководства по лечению РПП рекомендуют когнитивно-поведенческую психотерапию, как терапию первого выбора, с доказанной эффективностью, которая направлена на изменение дисфункциональных мыслей, убеждений и болезненного поведения, влияющих на появление и поддержание симптомов.

Программа курса

Развиваемые навыки:

1. Участники семинара научатся дифференцировать основные варианты РПП.
2. Выстраивать терапевтические отношения с клиентами.
3. Выбирать эффективные стратегии в работе с ними, используя стандартные протоколы и основные психотерапевтические приёмы.
4. Определять границы своей компетенции и организовывать, при необходимости, процесс направления клиентов к психиатру и диетологу для комплексной терапии в условиях мультидисциплинарной бригады.

Включает в себя 5 занятий:

Занятие 1: Диагностические критерии (МКБ10-11, DSM-5) наиболее распространённых РПП — нервная анорексия (НА), нервная булимия (НБ), приступообразное переедание, избегающее ограничительное расстройство пищевого поведения, синдром ночной еды. Эпидемиология, биопсихосоциальная модель развития РПП, осложнения, прогнозы и исходы. Орторексия, бигорексия и диетологический опыт, как факторы риска развития клинических форм РПП. Коморбидность РПП с другими психическими расстройствами. Психометрия (опросники) для скрининга РПП и оценки динамики терапии.

Занятие 2: Понятие образа тела и дисморфофобии, как психопатологической основы НА и НБ. Психофармакотерапия РПП и её влияние на процесс психотерапии. Диетология, как важная часть лечебного процесса: основные принципы нормализации пищевого поведения и массы тела и возможные осложнения связанные с этим. Точка зрения когнитивно-поведенческой науки на расстройства пищевого поведения и трансдиагностический подход в диагностике и терапии. «Усиленная когнитивно-бихевиоральная терапия» или КБТ-У Кристофера Ферберна (CBT-E — enhanced, C.Fairburn).

Занятие 3: План первичного диагностического интервью. Оценка психического и соматического статуса с целью определения медицинских рисков и противопоказаний для проведения психотерапии; связь индекса массы тела и степени белково-энергетической недостаточности с нейрокогнитивными нарушениями. Построение продуктивных терапевтических отношений и психообразование пациентов с различными вариантами РПП. Работа с мотивацией и ценностями, определение ресурсов. Постановка реалистичных целей с учётом краткосрочных и долгосрочных перспектив.

Занятие 4: Ведение дневников приёма пищи, формирование нормативного отношения к различным продуктам питания, физиологическим параметрам организма и их оценке. Работа с дисфункциональными убеждениями в отношении внешности, веса и формы тела, с эмоциональными триггерами, с поведением, препятствующим терапии, стигматизацией и самостигматизацией. Работа с рестриктивным поведением, перееданием и компенсаторными ритуализированными действиями (физические нагрузки, вызывание рвоты, использование мочегонных, слабительных, анорексигенных средств).

Занятие 5: Концептуализация случаев в зависимости от нозологической принадлежности РПП и стадии заболевания. Основные приемы КБТ: когнитивное реструктурирование, поведенческий эксперимент и экспозиция в отношении паттернов поведения, поддерживающих симптомы заболевания. Стратегии, повышающие эффективность КБТ протоколов и лечения — навыки эмоциональной регуляции, практики осознанности и сострадания для снижения чувства стыда и самокритики. Критерии завершения терапии и план мониторинга поведения для закрепления ремиссии и профилактики рецидива.

В ходе модуля Вы узнаете:

1. Основные принципы работы ACT (теория реляционных фреймов, функциональный контекстуализм, трансдиагностическая модель психологической гибкости (шесть основных процессов ACT: принятие, выбор ценностей, присутствие в моменте, мотивированное поведение, селф-как-контекст, когнитивное распутывание);
2. Модель развитие РПП с позиции ACT;
3. Концепцию эмоционального контроля и эксперенциального избегания, и их роль в поддержании ключевых симптомов РПП (ограничения в питании, компульсивное переедание, компенсаторные стратегии, проверки тела) ;
4. Исследовательскую, доказательную базу ACT для РПП;
5. Современные протоколы ACT при работе с анорексией, булимией, нарушением образа тела;
6. Как использовать мотивационные интервенции при работе с сопротивлением, а также амбивалентностью и страхами к изменениям у пациентов с РПП;
7. Как создавать ACT концептуализацию случая РПП;
8. Как использовать психообразовательные интервенции и объяснить пациенту цели и задачи в ACT;
9. Особенности терапевтических отношений в ACT при работе с клиентами с расстройствами пищевого поведения;
10. Как формировать психологическую гибкость в работе с клиентами с РПП, используя методы принятия, когнитивного распутывания, а также методы, направленные на формирование ценностей;
11. Как развивать осознанность и осведомленность у пациентов с РПП в отношении своего внутреннего и внешнего поведения;
12. Как формировать мотивацию к действиям, направленным на реализацию ценностей и снизить интенсивность эмоционального избегания;
13. Как использовать особенности языка и познания, чтобы максимально добиться результатов на консультациях. Как использовать метафоры;
14. Как работать с нарушением восприятия образа тела с позиции ACT;

Включает в себя 5 занятий:

Занятие 1: Общие принципы психотерапии пациентов с РПП. Основные принципы работы ACT (теория реляционных фреймов, функциональный контекстуализм, трансдиагностическая модель психологической гибкости (шесть основных процессов ACT: принятие, выбор ценностей, присутствие в моменте, мотивированное поведение, селф-как-контекст, когнитивное распутывание). Модель развития и поддержания РПП с позиции ACT. Концепция эмоционального контроля и эксперенциального избегания и их роль в поддержании ключевых симптомов РПП (ограничения в приеме пищи, компульсивное переедание, компенсаторное поведение, проверки тела).

Занятие 2: Исследовательская, доказательная база ACT для РПП. Структура первых сессий: ACT концептуализация применительно к РПП. Психообразовательные интервенции и информирование пациентов о целях и задачах лечениях, принципах работы с РПП в ACT. «Креативная безнадежность», центральный метод в ACT, объясняющий пациенту неэффективность эмоционального контроля к эксперенциального избегания.

Занятие 3: Мотивационные интервенции при работе с сопротивлением, амбивалентностью и страхами к изменениям у пациентов с РПП. Особенности терапевтических отношений в ACT при работе с клиентами с расстройствами пищевого поведения. Принципы и ключевые методы развития психологической гибкости: Селф-как-контекст (развитие осведомлённости в отношении внутреннего и внешнего поведения», симптомов РПП. Метафоры «осведомленности». Принципы концепции «принятия». Методы, помогающие пациентам развивать способность выдерживать болезненные переживания. Метафоры. Экспозиционная терапия при РПП. Цели и задачи, мишени РПП.

Занятие 4: Принципы и ключевые методы развития психологической гибкости: Основные методы для когнитивного распутывания (разделение, дистанцирование от болезненных мыслей в отношении питания, веса и формы, самокритики). Присутствие в моменте. Практика осознанности (майндфулнесс) с пациентами с РПП. Выбор ценностей. Прояснение у пациентов ценностей. Формирование мотивации к действиям, направленным на реализацию ценностей, как альтернатива избегающему поведению, в том числе поддерживающих РПП.

Занятие 5: Современные протоколы ACT при работе с анорексией, булимией, нарушением образа тела. Использование ACT при работе нарушением восприятия собственного тела.

Сертификация

После окончания курса выдается удостоверение о повышении квалификации Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии в объёме 52 академических часов.

За прохождения одного из модулей выдается сертификат Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии в объёме 20 академических часов.

Стоимость участия

Стоимость участия в одном модуле — 12  000 руб. 11 500 руб. (скидка по промокоду)

*При оплате всего курса (два модуля) действует дополнительная скидка 10%

Преподаватели курса

ОКОНИШНИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Врач психотерапевт, врач психиатр, ассистент Кафедры психиатрии и медицинской психологии Медицинского института Российского университета дружбы народов (РУДН).

Работает в направлениях: диагностика и лечение тревожно-депрессивных состояний, обсессивно-фобических расстройств, расстройств питания и пищевого поведения, психосоматических заболеваний, декомпенсаций расстройств личности, психических и поведенческих нарушений при хронической соматической патологии.

Чернов НВ croped

ЧЕРНОВ НИКИТА ВЛАДИМИРОВИЧ

Клинический психолог, заведующий отделением психотерапевтической помощи и социальной реабилитации в ПКБ 1 им. Н.А. Алексеева.

Организатор первых международных обучающих программ в России по «Терапии принятия и ответственности» с Джо Оливером (NZ), «Интереперсональной терапии» со Скотом Стюартом (USA), «Терапии сфокусированной на сострадании» с Крисом Айронсом (UK), «КПТ расстройств пищевого поведения» с Джиллиан Тодд (UK), Мотивационному интервью Prof. Dr. Ertuğrul Köroğl, Graeme Horridge, «Психотерапии метапознания шизофрении» с Полом Лисакером (USA), в 2018 организовал обучение с одним из самых известных специалистом в области лечения РПП, члена Ордена Британской Империи, бывшего директора департамента лечении расстройств пищевого поведения в больнице South London and Maudsley NHS Foundation Trust, Джанет Трежур.